Образование

Уровень образования воспитанников детского сада – дошкольное образование.

Форма обучения - очная.

Для детей дошкольного возраста образовательный процесс строится в форме непосредственно – образовательной деятельности, совместной с педагогом или самостоятельной деятельности детей.

Нормативный срок составляет пять учебных лет для детей от двух до семи лет.

Обучение ведется на РУССКОМ языке.

Реализуемые программы

Образовательный процесс в ДОУ определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, утверждаемой и реализуемой им самостоятельно с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования и осуществляется по очной форме обучения.

Все виды образовательной деятельности проводятся по учебному плану и расписанию, принятым педагогическим советом в рамках требований к учебной нагрузке, указанной в СанПиН, и утвержденных заведующим.

ДОУ реализует следующие виды основных общеобразовательных программ:

  • образовательную программу дошкольного образования,

  • адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Содержание образования в ДОУ обеспечивается Программой развития ДОУ, утвержденной заведующим Лобарь И.Г. от 08.06 .2016 г., представляющая собой модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка. Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и учитывает основные и дополнительные образовательные нагрузки.

В соответствии с постановлением от 17.05.2017 № 575 в ДОУ общеобразовательные группы работают по ООП ДО на основе комплексной программы «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и 1 группы компенсирующей направленности по АООП. Группа с нарушением психического развития по АООП. ( «Подготовка детей к школе с задержкой психического развития» С.Г.Шевченко).Так же реализуются программы и технологии : С.Н. Николаевой «Юный эколог»; «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников» Р.Б. Стеркиной, элементы технологии О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и О.Н. Радыновой «Музыкальные шедевры». Реализуемые программы и технологии обеспечивают целостность педагогического процесса, достаточно высокий уровень физического, интеллектуального, эстетического развития детей, формирование творческого воображения и развития детей, развитие коммуникативности, любознательности, как основы познавательной деятельности.

Миссия ДОУ. Обеспечивать качественное воспитание, образование и развитие дошкольников в соответствии с Государственным стандартом образования в условиях поликультурного образовательного пространства и на основе гуманного и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Стратегическая цель нашей работы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Учитывая, что детский сад с приоритетами в интеллектуально-речевом и физкультурно-оздоровительном направлении; осуществляющий коррекцию нарушений речевого развития детей дошкольного возраста должен реализовывать как единые для всех учреждений базовые приоритеты, так и сугубо специфические. Это нашло отражение в расстановке тактических приоритетов ДОУ.

  1. Повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  2. Модернизация систем управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью учреждения.

  3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума. На данный момент наше дошкольное учреждение находится на втором этапе реализации Программы развития.

 

Мы приступили к формированию модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования.

В ДОУ активно работает «Школа молодого родителя», «Школа молодого педагога», Наставничество. А также работает Консультативный пункт, в котором специалисты ДОУ (учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре) оказывают консультативную и практическую помощь родителям детей, не посещающих ДОУ. Коррекционной и реабилитационной работой учителей-логопедов, учителя-дефектолога охвачено около 60 воспитанников детского сада.

ПРОГРАММА «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 112 с. («Воспитание и обучение детей с нарушением развития.Библиотека журнала»; Вып.Авторы: СГШевченко, канд. пед. наук; РД.Тригер, канд. психол. наук; педагоги-дефектологи И.Н.Волкова, Р.В.Былич, ИЛЛузнецова, И.К.Белова, Г.Н.Максимова

Перечень необходимых программ, технологий, методических пособий
для осуществления воспитательно-образовательного процесса:

 

 «Основы безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.

Данная программа направлена на формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Она позволяет расширить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, транспорте, общественных местах, на природе, быть осмотрительными в окружающем мире;

 

«Я, ты, мы» О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.

Программа помогает формировать у детей чувство собственного достоинства, уважение к другим, способность делать собственный выбор, с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих, возможность стать свободными и ответственными. Программа помогает сформировать у детей чувство собственного достоинства, уверенность в себе, выражать свои взгляды, чувства и желания, уважение к другим, способность делать выбор, с пониманием относится, и воспринимать мнения и предпочтения окружающих, возможность стать свободными и ответственными, а так же помочь каждому ребенку самореализоваться, состояться, гармонично вписаться в культурную и социальную доминанту времени;

 

«Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

Программа направлена на приобщение детей к изобразительному искусству, позволяет развивать у детей творчество в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Данная программа развивает в воспитанниках художественно-эстетический вкус. Позволяет сформировать способность тонко чувствовать, воспринимать, понимать все красивое, что их окружает, эмоционально отзываться на красоту, а также творчески проявлять себя в разных видах художественной деятельности;

 

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой позволяет приобщить детей ко всем видам национального искусства, воспитать патриотические чувства, знакомя воспитанников с предметами быта, традициями, фольклором, праздниками и декоративно-прикладным искусством. Предлагаемая программа создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с культурой, историей Отечества. Одна из главных задач каждого поколения -научить любить не придуманную нами Родину, сохранить нашу многовековую историю и культуру;

 

«Подготовка к проведению театрализованных игр в детском саду» Т. Н. Петровой

помогает развивать у дошкольников двигательную активность, яркие и творческие образы в движении, жестах, мимике, голосе, наиболее полно раскрыть способность детей тонко чувствовать, воспринимать, понимать ту или иную мини-роль, эмоционально откликаться и творчески проявлять себя;

 

«Дифференцированные занятия по физической культуре» М. А. Руновой направлена на развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

 

«Математика и логика для дошкольников» Е. В. Соловьевой способствует развитию мышления и обучению математике;

«Познаю мир» Т. И. Гризик направлена на обогащение сознания детей содержательно упорядоченными сведениями о мире через постижение различных связей и зависимостей; способствует формированию у детей представления о целостности мира через постижение различных связей и зависимостей, позитивного отношения к миру (познавательного, бережного, созидательного); развивает и поддерживает активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности, познавательные интересы, потребности и способности детей;

 

«Учусь говорить» В. В. Гербовой направлена на развития всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;

 

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной способствует развитию поисково-познавательной деятельности детей с целью формирования у детей дошкольного возраста диалектического мышления: способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); расширения перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие
и преобразующие действия; поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

 

Программа «Юный эколог» С.Н. Николаева; М.: Мозаика – Синтез, 1999. >
Направлена на формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, окружающих его.
Основным содержанием экологического воспитания является чувственное восприятие природы, знание особенностей жизни роста и развития живых существ.

 

Программа «Ладушки» Санкт-Петербург, Каплунова Ирина Михайловна, Новоскольцева Ирина Арсентьевна, изд-во «Композитор», 2009
Цель: воспитание у детей чуткости, восприимчивости к прекрасному, дружеское отношение и эмоциональная отзывчивость к окружающему миру.

 

Подготовительные группы

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников в различных видах деятельности,  парциальные программы: по развитию речи в детском саду О.С. Ушаковой, А.Т. Арушановой;Р.А. Жукова «Математика. Занятия с детьми подготовительная группа»;

«Математика в детском саду» В.П. Новиковой. Программу по экологии С.Н. Николаевой «Юный эколог»; Программа Л.В. Куцаковой  «Конструирование и ручной труд в детском саду».

 

Методические пособия:З.А. Богатеева «Занятия аппликации в детском саду»; Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений»; Н.В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет»; Т.В. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»; Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье»; Л.Б. Поддубная «ОБЖ Подготовительная группа».

 

Художественно-эстетическое развитие

 

1.      З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги» М.: «Просвещение», 1992.

2.      Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Воронеж. 2007.

3.      З. А. Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду» «Просвещение», 1988.

4.      «Волшебные полоски» И. М. Петрова Санкт.-П. 2009.

5.      Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала». М.: «просвещение», 1984.

6.      Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»  М.: «Просвещение», 1985.

7.      Т. Г. Казакова «Развитие у дошкольников творчества»  М.: просвещение, 1985.

8.      З. В. Лиштван «Конструирование»  М.: «Просвещение» 1981.

9.      А. Н. Малышева, И. В. «Аппликация в детском саду» Ярославль.- Академия развития, 2006

10.  О.В. Недорезова  «Конспекты занятий детского сада в подготовительной группе ИЗО» Воронеж, 2006.

11.  И. В. Новикова «Аппликация из природных материалов в детском          саду». Ярославль. 2006.

12.  И. М. Петрова  «Волшебные полоски» Санкт.-П. 2009.

13.  Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» М.: «Просвещение», 1982.

14.  «Сто игрушек из бумаги» С. П, 1997.

15.  Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина «Лепка в детском саду» М.: «Просвещение», 1986.

16.  Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Программа, конспекты М.: Владивосток, 2001.

 

 

 

Старшие группы

 

«Детство: Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования» Т.И Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. З.А. Михайлова и др.- СПБ «Детство-Пресс»,2011.

«Математика в подготовительной группе» В.П.Новикова

Математика. Жукова Р.А.

Математика для детей 6-7лет. Е.В. Колесникова.- М.:ТЦ Сфера, 2015

Формирование математических представлений. Т.А. Фалькович, Л.П.Барылкина. -М.:ВАКО, 2009

«Физическая культура на воздухе 5-7 лет» / Л.И.Пензулаева- М. Мозайка - Синтез, 2007- 2010.

Азбука физкультминуток для дошкольников (практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр) В.И.Ковалько,-М.:ВАКО, 2006

Бодрящая гимнастика для дошкольников. Т.Е.Харченко-СПб. «Детство-пресс»,2010

«Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И.Е.Аверина,2006

«воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет», авт.-сост. Югова М.Р.- Волгоград: Учитель,

Занятия по развитию речи. О.С Ушакова. М.,-2010

Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Л.М.Щипицина. -«Детство-пресс», 2003

Дидактические игры в детском саду. Бондаренко А.К. - М.: Просвещение, 1991

Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. С.Н. Николаева.- М.:Мозаика-синтез, 2010

Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Л.Г. Горькова,.Кочергина. М.: ВАКО, 2010

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. П.Г. Федосеева.Волгоград: ИТД, 2008

«Методика экологического воспитания в детском саду»С.Н.Николаева,2002

«Как знакомить дошкольников с природой» ред.П.Г.Саморукова,1978

«Воспитание любви к природе у дошкольников», Ю.А.Вакуленко,2008

 «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»- методическое пособие сост. Г.И.Агеева,1991

Беседы о пространстве и времени: методическое пособие. Т.А. Шорыгина.- М.:ТЦ Сфера,2014 «Корифей», 2009

Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.

«100 оригами» Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия развития,2003

Лепка в детском саду / Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхона. –М.: Просвещение, 1986.

Пластилиновая картина. О.Ю. Тихомирова,Г.А. Лебедева.-М.:Мозаика-Синтез, 2012

Аппликация из природных материалов в детском саду. И.В.Новикова.- Ярославль: Академия развития, 2008

Изобразительная деятельность в детском саду Комарова Т. С.. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010

«ИЗО деятельность. Художественный труд. Подготовительная группа», авт.-сост. Павлова О.В.- Волгоград: Учитель, 2012

Занятия  по развитию речи в детском саду. О.С. Ушакова

Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7лет. Ю.В.Полякевич, Г.Н. Осинина. Волгоград:Учитель, 2014

Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. А.Г.Арушанова.-М.:ТЦ Сфера, 2011

Играем, читаем, пишем: методическое пособие. О.Е. Астафьева.- СПб.:Детство- Пресс, 2007

Развитие речедвигательной координации детей. А.А. Гуськов.-М.: ТЦ  Сфера, 2014

Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.-Л.В.Артёмова

«Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет», авт.-сост. Граб Л.М.-Волгоград: Учитель 2010г.

«Развитие речи. Окружающий мир.» авт.-сост. Епифанова О.В., Волгоград: Учитель

Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7лет. Н.В. Коломеец.- Волгоград: Учитель, 2011

Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. Т.А. Шорыгина.-М.:ТЦ Сфера, 2011

Дорожная азбука в детском саду» Хабибулина Е.Я. –СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010г

«Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия», авт.-сост. Никулина Ф.Х.-Волгоград: Учитель

«Обучение грамоте детей 5-7 лет», Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева  Л.В.;ТЦ Сфера, 2018г.

 «Путешествие в страну звучащего слова. Альбом для развития речи у детей 5-7 лет» Арушанова А.Г.,, Рычагова Е.С.; М.: ТЦ Сфера, 2018г.

 «Придумай слово» Ушакова О.С.- М.: ТЦ Сфера, 2014

 

 

Средний и младший возраст.

Программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой (2014г.), в соответствии с введением в действие Федеральных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Парциальные программы:

 

«Юный эколог» С.Н. Николаева.

«Конструирование и ручной труд» Л.В. Куцакова.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушакова

«Основы безопасности жизнедеятельности» Р.Б. Старкиной.

«Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич

«Программа экологического образования детей «Мы». СПб, 1996.

 

Художественно-эстетическое развитие:

 

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991.

Казакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. М., 1985.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду М.,2001.

Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. СПб, 1996.

Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб., 1996.

Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги М., 1991.

Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. М. 1978

 

Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду. М., 1978.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., 1984.

 

Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988.

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М., 1986.

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль 2006.

 

Конструирование и ручной труд:

 

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М., 1990.

Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. М., 2010.

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду Программа и конспекты занятий. М., 2010.

Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей конструированию и ручному труду в детском саду. М., 1992.

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М., 1992.

Гульянц Э.К., Базик И.Л. Что можно сделать из природного материала. М., 1991.

 

Физическое развитие:

 

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. М., 2010.

Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. М., 2010.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М., 1983.

Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. М., 2010.

Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М.; 2010.

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. М., 2010.

 

Социальный мир:

 

Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-7 лет», творческий центр «Сфера», Москва, 2008.

Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». Тв. Центр «Сфера», Москва, 2010.

Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.

Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.

Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени – М.,2010.

Кобитина И.И. Детям о технике. М., 1991.

Васильева-Гангус Л.В. Азбука вежливости. М., 1984.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.

Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»

Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада»

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1991.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

 

Природный мир:

 

Воронкевич О.А. « Добро пожаловать в экологию» Библиотека программы  « Детство». Санкт- Петербург, Детство - Пресс, 2010.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1994.

Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 1998.

Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1998.

Зотов В. Лесная мозаика. М., 1993.

Танасийчик В.Н. Экология в картинках. М., 1989.

Герасимова Е.О., Данилина Г.С., Макарчук Н. А. К гармонии с природой. СПб, 1995.

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.

 

Математика:

 

Михайлова З.А. Математика от 3-х до 6-ти СПб, 1995.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.

Новикова В. П. Математика в детском саду. М., 2010.

Колесникова Е.В. «Математика для детей 4-5 лет» М.: ТЦ «Сфера», 2012г.

Фалькович Т.А. «Формирование математических представлений»

Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. Н. Новгород, 1996.

Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1987.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1990.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1982.

Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981.

Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.

Волина В.В. Праздник числа. М., 1996.

 

Речевое развитие:

 

Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» М.: ТЦ Сфера, 2013.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991.

Стрельцова Л.Н. Литература и фантазия. М., 1992.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд. испр. и доп. М., 2012.

Журова Л.Е. «обучение дошкольников грамоте»

Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».

 

Арзамасцева  И.Н. Хрестоматия по детской литературе.  «Академия» 1997.

Жуковская Р.И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1981.

Хрестоматия для маленьких (Сост. Л.Н. Елисеева.) М., 1987.

Хрестоматия для дошкольников. Москва 1999.

Ходаковская М. Н. Лукошко. Х., 2012. Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей  дошкольного возраста .Х, 2005..  Паламарчук Е. И. Веселые бубенчики. Х., 2006. Максаков А.М

Сахипова З.Г. Читаем детям. Л. 1991.

Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста. Х., 2012.

Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др Хрестоматия. 5-7 лет. М., 2005.

2019-2020 г.

Рабочие программы,

утвержденные на педагогическом совете № 1,

от 04.09.2019 г.:

2018-2019 г.

 

 

2016 - 2017 год